Кондак — это краткое гимнографическое песнопение в православной традиции, являющееся важной частью акафиста и других богослужебных текстов. Слово «кондак» происходит от греческого κοντάκιον, что означает «малый свиток», так как в древности на таком свитке записывалась молитва.
Кондак представляет собой короткий стих, в котором в сжатой форме излагается главная богословская мысль гимна. Его основная особенность — завершение возгласом «Аллилуиа», что символизирует хвалу Богу.
Каждый кондак в акафисте тесно связан с последующим икосом: он задаёт тему, а икос раскрывает её более подробно через образы и похвалы.
Кондак — это своего рода «тезис» молитвы. В нём выражается суть того, чему посвящено песнопение: подвигу святого, событию Священной истории или догматической истине.
Если икос обращает внимание молящегося к образам и поэтическим сравнениям, то кондак концентрирует внимание на ключевом смысле, который необходимо усвоить.
Акафист включает 13 кондаков. Первый из них открывает гимн, а последний завершает его. В отличие от икоса, кондак более сдержан по форме и лишён многочисленных возгласов «Радуйся». Его сила — в краткости и глубине.
В акафисте Пресвятой Богородице один из кондаков звучит так:
«Видя странное Рождество, удалимся от мира, и ум на небеса приложим: сего ради Бог вышний на земли явися человек смиренный, хотяй привлещи к высоте вопиющих Ему: Аллилуиа».
Здесь ясно видно: кондак указывает на суть тайны воплощения Христа, и в конце звучит «Аллилуиа» как итог молитвы.
Кондак — это краткая и содержательная часть акафиста, соединяющая богословскую глубину и молитвенную силу. Он задаёт направление всей молитвы, а в связке с икосом образует гармоничное сочетание рассуждения и хвалы, делающих акафист духовно насыщенным и цельным произведением.