Кукулий (или «кукулийный кондак») — это особая вступительная песнь, открывающая Великий акафист Пресвятой Богородице. Своё название она получила от греческого слова κουκούλιον, что означает «капюшон» или «покров». В богослужебной практике термин закрепился за первой песнью акафиста, которая как бы покрывает весь текст последующего гимна и задаёт его главную тему.
Начальные слова кукулия известны каждому православному христианину: «Взбранной Воеводе победительная…». Эта песнь обращена к Пресвятой Богородице, как к Заступнице и Покровительнице верующих, спасшей Константинополь от нашествия врагов в VII веке. Именно тогда жители города, видя чудесное избавление, всю ночь молились в храме и сложили благодарственный гимн Царице Небесной. С тех пор кукулий стал неотъемлемой частью Великого акафиста.
По своему содержанию кукулий — это песнь благодарения и хвалы, в которой Божия Матерь прославляется как Воевода, побеждающая силы зла и защищающая верных. В нём звучат образы победы, помощи и милосердия, обращённые к Деве Марии.
Сегодня кукулий «Взбранной Воеводе» поётся в богослужениях Великого поста, особенно в пятую субботу (Похвала Богородицы), а также на молебнах и в личной молитве.
Возникновение кукулия связано с событиями VII века. В 626 году Константинополь оказался под угрозой захвата персами и аварами. Император Ираклий в это время вёл военные действия вдали от столицы, и защита города легла на плечи патриарха Сергия.
Жители города собрались в Влахернском храме, где находилась великая святыня — риза Пресвятой Богородицы. Весь народ молился о заступничестве Божией Матери. После всенощного бдения неприятельское войско неожиданно отступило, и Константинополь был спасён.
В благодарность Пресвятой Богородице за чудесное избавление был сложен особый гимн, открывающийся словами «Взбранной Воеводе победительная». Он и получил название кукулий.
Структурно кукулий отличается от остальных частей акафиста. Если весь акафист построен из 12 икосов и 12 кондаков, то кукулий стоит отдельно, как торжественное вступление. В византийской традиции он не входит в число кондаков, но в России сложился обычай причислять его к ним, и тогда общее количество кондаков в акафисте насчитывают не 12, а 13.