Епископ — это священнослужитель, имеющий высшую степень священства в Православной Церкви. Ему доверено руководство епархией, забота о духовной жизни паствы и совершение важнейших богослужебных действий, среди которых — рукоположение новых священнослужителей.
Слово «епископ» происходит от греческого ἐπίσκοπος — «надзиратель», «блюститель». Уже в апостольские времена этот термин использовался для обозначения тех, кто был поставлен хранить чистоту веры и руководить христианскими общинами. В Новом Завете упоминается, что апостолы рукополагали епископов и пресвитеров для устроения церковной жизни (см. Деян. 20:28, 1 Тим. 3:1–7).
В первые века христианства епископ являлся не только духовным наставником, но и хранителем единства общины. Его слово имело особый авторитет, а участие в Евхаристии под его председательством подчеркивало полноту церковной жизни.
Епископ имеет полноту священства. Только он может:
рукополагать диаконов, пресвитеров и других епископов;
освящать храмы и антиминсы;
управлять жизнью епархии и назначать настоятелей приходов;
созывать духовенство для решения важных вопросов.
Особое место епископ занимает в литургии: он предстоит как образ Христа — Пастыря и Главы Церкви. В богослужении его облачение отличается от священнического: епископ носит митру (венец), омофор (широкий плат, символ заботы о пастве), панагию (икону Богородицы на груди).
За два тысячелетия Церковь знала многих великих епископов, оставивших глубокий след в истории:
святитель Николай Мирликийский — образ милосердного архипастыря, почитаемого по всему миру;
святитель Василий Великий — один из Отцов Церкви, богослов и устроитель монашеской жизни;
святитель Филарет Московский — выдающийся проповедник и пастырь XIX века, оставивший множество духовных трудов.
Сегодня в Русской Православной Церкви насчитывается более 300 епископов, которые управляют епархиями в России и за её пределами. Каждый епископ несёт ответственность за десятки и сотни приходов, духовные школы, монастыри и социальные проекты.
Епископы собираются на Архиерейский собор, где принимают важнейшие решения о жизни Церкви. На таких соборах решаются вопросы вероучения, церковного управления и взаимодействия с обществом.
Облачение епископа имеет глубокий духовный смысл. Облачение это не просто торжественная одежда, а «видимая икона» его пастырского служения, где каждая деталь имеет богословское значение.
Митра — венец, символизирующий Царство Божие и победу Христа над смертью. Она напоминает, что епископ предстоит как образ Царя Небесного.
Омофор — широкий плат, надеваемый на плечи. Знак заботы пастыря о своей пастве: так же, как пастух берёт на плечи заблудшую овцу, епископ несёт духовную ответственность за свою епархию.
Панагия — икона Пресвятой Богородицы, которую епископ носит на груди. Символ постоянного предстательства Божией Матери за Церковь.
Жезл (пастырский посох) — знак духовной власти и заботы, напоминающий о призвании епископа вести паству ко спасению.
Саккос — богослужебная одежда, отличающая епископа от священника. Символ смирения и служения, а также духовного единства со Христом, Который «препоясался» для служения ученикам.
Аналав (крестчатый плат на груди и спине, используется некоторыми архиереями) — знак принятия креста Христова.
Епископ в православии — это не только администратор, но прежде всего пастырь и учитель. Его задача — хранить чистоту веры, заботиться о духовном здоровье верующих, быть живым свидетельством Евангелия.
В лице епископа Церковь видит преемника апостолов. Именно через епископское рукоположение сохраняется апостольская преемственность — живая цепь, связывающая современную Церковь с первыми учениками Христа.